Статьи
Связь в судоходстве – необходимый элемент. Потому и для речных, и для морских судов актуальной является задача организации радиосвязи. В продаже имеются как морские, так и речные радиостанции. Несмотря на схожие задачи, решаемые данными устройствами, есть ряд отличий, на которые следует обратить внимание.
Для начала простое правило: речную радиостанцию нельзя использовать как морскую, а морскую – как речную. Несмотря на схожесть, взаимосовместимости у данного оборудования нет. Рассмотрим подробнее основные отличия и особенности.
Главное отличие – рабочий частотный диапазон
- Морские радиостанции работают в признанном во всем мире «морском» диапазоне 156.025 – 163.275 МГц.
- Речные радиостанции работают на частотах 300 – 337 МГц, которые закреплены за речным судоходством российским законодательством.
Как видим, оба диапазона попадают под стандарт связи UHF, что делает устройства связи весьма схожими. Однако отличие в рабочих частотах является принципиальным, так как именно общепринятые частоты в судоходстве играют большую роль. На общепринятых частотах работают радиостанции:
- Портов и диспетчерских
- Различных береговых служб, включая береговую охрану
- Метеостанции, которые сообщают информацию о погоде
- Другие судовые радиостанции участников движения
Потому, чтобы иметь возможность успешно взаимодействовать со всеми участниками морского или речного судоходства, необходимо иметь рацию соответствующего диапазона.
Правовое отличие: разная процедура получения
Так как пользование морским и речным радиочастотным ресурсом является жестко регламентированным, существуют сильные отличия в условиях покупки, установки и эксплуатации данных видов связи.
В частности, следует учитывать следующие отличия:
- Для покупки речной радиостанции нужно сначала получить разрешение от Роскомнадзора. Далее, уже имея купленный прибор, пройти процедуру регистрации и получить разрешение на эксплуатацию устройства.
- Процедура установки на судно морской радиостанции намного сложнее, предполагает получение экспертного заключения Главного радиочастотного центра РФ по вашей рации, после чего требуется получить разрешение у Роскомнадзора. Кроме того, для легального пользования морской радиостанцией потребуется наличие у вас сертификата радиооператора.
Общей особенностью для обоих радиостанций является незаконность эксплуатации устройств без разрешения: это административное преступление, которое тянет за собой немалый штраф. Кроме того, общей чертой с правовой точки зрения является жесткая привязка рации к судну: разрешение выдается на конкретное судно и конкретную модель радиооборудования, потому любая замена оборудования требует получения нового разрешения.
Что у морских и речных радиостанций общего?
С технической точки зрения морские и речные радиостанции весьма схожи. В частности, можно отметить следующие сходства:
- Наличие бортовых и береговых моделей для комплектации судов и различных береговых служб соответственно.
- Примерно одинаковые мощности передатчиков – от 20 до 40 Вт.
- Схожий функционал по управлению каналами, программированием, индикацией статуса и т.п.
- Совместимость радиостанций со внешним оборудованием, включая GPS-навигаторы.
- Поддержка передачи информационных сообщений, в частности – для получения прогнозов погоды и т.п.
Важной особенностью морских радиостанций, отличающих эти устройства от речных моделей, является исполнение корпуса IPX7. Это значит, что рация может даже «искупаться» во включенном виде на глубине до 1 метра, при этом не потеряв работоспособности. Речные модели, как правило, имеют защиту от брызг, но на подобные «купания» не рассчитаны.