Статьи
Универсальный способ улучшить качество работы радиостанции – поставить антенну. При этом любой радиолюбитель скажет, что длина антенны должна быть кратной длине волны, и в идеале должна составлять 50% длины волны. Однако в реальной жизни подобного соотношения добиться бывает непросто. Постараемся разобраться, как нужно выбирать антенну для автомобильных раций.
Специфика автомобильных раций и антенн для них.
Основные характеристики
Для начала отметим, что, когда мы говорим об автомобильных рациях, прежде всего имеются в виду рации «для таксистов и дальнобойщиков», которые работают в СВ-диапазоне на частоте 26-27 МГц. Кроме того, для автомобильных раций применяются более высокие частоты из диапазона VHF (148-174 МГц) / UHF (400-470 МГц).
Также иногда в качестве автомобильных раций используются и портативные рации СВ-диапазона либо цифровые решения UHF-диапазона, которые тоже можно подключить к внешней автомобильной антенне. Особенно популярно такое решение среди туристов: подключив к автомобильной антенне вашу портативную рацию, можно существенно расширить покрытие и обеспечить надежную связь.
Антенны подбираются строго по частотному диапазону. Для каждого частотного диапазона есть свои антенны, и «путать» их нельзя. К примеру, подключив FM-рацию к СВ-антенне, вы не получите никакого позитивного эффекта.
Конструктивные особенности автомобильных антенн
Существует три варианта исполнения автомобильных антенн:
- Внутрисалонные. Представляют собой небольшой пластиковый прибор, который обеспечивает усиление сигнала. Как правило, очень посредственное усиление. Применяются как правило только для любительских целей.
- Внешние магнитные. Антенна крепится на магнитном основании к крыше. Обеспечивает уверенный прием, но всегда есть риск, что в движении от встряски магнит «отцепится» и антенна будет болтаться на проводе. Кроме того, магнит портит лакокрасочное покрытие. Но портит он его гораздо более щадяще, чем вариант, предложенный далее.
- Внешние врезные. В кузове автомобиля делается отверстие, и антенна крепится снизу. Обеспечивается самое жесткое соединение, а соответственно – и высшее качество связи.
Технические параметры антенн
Как мы определились, главным критерием выбора антенны является ее частота. Кроме того, при выборе антенны также следует обращать внимание на следующие характеристики:
- Длина. Чем длиннее – тем лучше. К примеру, для СВ-диапазона рекомендуются антенны длиной не менее 1,1 метров. Для высокочастотных диапазонов достаточно антенн 0,5 метров.
- Импенданс, или волновое сопротивление антенны. Для каждого типа частот нужно выбирать антенны с подходящим импендансом. К примеру, для СВ-диапазона подходят антенны 50 Ом, а для FM-частот подойдут антенны на 75 Ом.
- Максимальная мощность передатчика. Параметр, который поможет согласовать антенну с вашей рацией. Важно, чтобы ваш передатчик был менее мощным, чем максимальная мощность антенны.
- Длина кабеля для подключения. Также важный параметр, так как кабеля должно хватать с запасом, чтобы иметь возможность его аккуратно уложить внутри салона автомобиля.
- Коэффициент стоячей волны. Характеризует качество согласования нагрузки с линией передачи. Допустимым значением КСВ считается показатель в пределах 1,2 – 1,1.
Настройка антенны – важный этап подключения
Просто подключить антенну к устройству недостаточно для повышения эффективности работы радиооборудования. Антенна без надлежащей настройки не только не улучшит, но может и ухудшить качество сигнала.
Для настройки антенны применяется специальный прибор, КСВ-метр, с помощью которого измеряется соотношение прямой и обратной волны. Проще говоря, прибор измеряет, насколько эффективно радиоволна проходит от радиостанции по антенне. Антенну настраивают уже в смонтированном состоянии, так как от положения антенны в корпусе автомобиля также зависят ее характеристики.
В ходе настройки необходимо изменять частоту работы приемо-передатчика с максимальной до минимальной, постоянно измеряя КСВ. Исходя из значений КСВ в ходе настройки делаются выводы о необходимости удлинения или укорачивания антенны, а также касательно необходимости подстройки оборудования.